наш телефон:
351 / 265-77-42
КОМПАС-Челябинск
ИНФОРМАЦИОННО-МАРКЕТИНГОВЫЙ КАТАЛОГ
производителей и поставщиков товаров и услуг Челябинска и Челябинской области

ЧТЗ-Уралтрак продают за спинами страждущих

Чудо, которого уже и не ждали, все-таки свершилось... После почти четырехлетнего банкротства назначены первые торги челябинским тракторным гигантом. Первый скандал с традиционным при распродаже промышленных монстров наличием обиженных и "не услышавших" о торгах не заставил долго ждать себя. В ближайшую неделю он захлестнет местные масс-медиа и вытащит на поверхность не один ворох грязного белья...

Что все-таки продается?

Итак, на торги выставляется не Челябинский тракторный завод как таковой, а ООО "ЧТЗ-Уралтрак". Оно было создано в июне прошлого года в рамках программы конкурсного производства, открытого арбитражным судом на ЧТЗ еще в мае 1998 года. Вопрос, почему создали не традиционное в таких случаях ОАО или хотя бы закрытое - ЗАО, а именно общество с ограниченной ответственностью, никто тогда не обсуждал. Главное, что создание ООО "ЧТЗ-Уралтрак" областные власти не только одобрили, но и решили в нем поучаствовать. Губернатор области Петр Сумин издал даже специальное постановление по этому поводу за N 241. В соответствии с этим постановлением доля администрации области в созданном ООО составила 25 процентов. В качестве учредителей "ЧТЗ-Уралтрак", которым также досталось ровно по 25 процентов, выступили еще ОАО "ЧТЗ", челябинское ООО "Завод мощных тракторов" и государственное предприятие "Уралвагонзавод" из Свердловской области. Собственно, войти в долю нового предприятия мог любой челябинец: уставный капитал "ЧТЗ-Уралтрак" на момент создания составлял 100 тысяч рублей, соответственно, каждая из сторон в качестве своего взноса внесла лишь по 25 тысяч рублей.

Так или иначе, но ООО "ЧТЗ-Уралтрак" было создано для того, чтобы на его баланс впоследствии перевести все ликвидные активы и производственные мощности ЧТЗ, обеспечивающие полный цикл выпуска сложной техники. Другими словами, именно это ООО должно было стать тем новым, свободным от долгов и привлекательным с точки зрения рыночных перспектив предприятием, которым бы заинтересовались инвесторы и понесли бы в него свои деньги. В обмен на долю собственности, конечно же.

За год с момента учреждения ООО "ЧТЗ-Уралтрак" и стало такой компанией - чистой, с хорошим техническим наполнением. Челябинский тракторный завод действительно перевел на баланс ООО и производственные мощности, и трудовой коллектив. Уставный капитал новой компании, таким образом, увеличился до 5,1 миллиарда рублей, а доля ЧТЗ с 25 процентов возросла до 41 процента.

Теперь, следуя ранее разработанному и утвержденному кредиторами завода плану, ЧТЗ решил продать кусочек своей доли. 8 октября он выставляет на аукцион свои 15 процентов. Остается лишь сказать, что стартовая цена этого кусочка, то есть от чего будут плясать желающие его купить, соответствует его номинальной стоимости и составляет 770 миллионов рублей.

Кто не слышал, тот...

Объявление о проведении первого аукциона было опубликовано в "Российской газете" с тиражом почти 500 тысяч экземпляров. И все, кто хотел увидеть это объявление, его увидели. Однако увидели не все, кто хотел бы поучаствовать в бизнесе ЧТЗ. Не видел этого объявления Валерий Гартунг, который буквально неделю назад широко разрекламировал свое видение развития машиностроительного направления в Уральском промышленном холдинге, в котором ему органично представляются Еманжелинский механический завод и Челябинский завод тракторных трансмиссий - оба, как известно, пока входят в структуру ЧТЗ. Да и вообще любит Гартунг машиностроение, и тракторный завод ему давно нравится. И к процессам, которые там происходят, Валерий Карлович относится с особым, каким-то даже болезненным вниманием. Об этом свидетельствует хотя бы его последнее публичное заявление. "Налицо процесс передачи ООО "ЧТЗ-Уралтрак" определенным физическим лицам, которые станут собственниками ЧТЗ, - сказал тогда Гартунг, тут же оговорившись: - Я не хотел бы никого обвинять конкретно. Надо разбираться...." Поэтому неудивительно, что весть о торгах, которые состоятся со дня на день, Гартунга потрясла. Потрясла его и цена вопроса.

- Где найдется идиот, который отдаст 770 миллионов рублей за 15 процентов?! 15 процентов не дают никакого контроля. Я понимаю, если бы шла речь о 15 процентах, скажем, "Газпрома", РАО "ЕЭС России" или хотя бы ММК. Но в случае с ЧТЗ 15 процентов не значат ничего! Здесь имеет смысл только продажа контроля над предприятием.

С Валерием Карловичем трудно не согласиться. 770 миллионов рублей никто выкладывать не будет. Но здесь время вспомнить о другом нюансе, который имеет место во всей этой истории.

Победителя не может не быть

Победителем конкурса будет признан тот заявитель, который предложит наибольшую по сравнению с другими заявителями цену за выставляемую долю ООО "ЧТЗ-Уралтрак". Как сообщил "Уральскому курьеру" источник в администрации области, это означает, что совершенно необязательно предлагать больше, чем, скажем, 770 миллионов рублей. Участники могут, к примеру, предложить за 15-процентную долю 50, 100 и 150 миллионов рублей. Соответственно, владельцем доли станет предложивший (в нашем очень грубом примере) 150 миллионов рублей. Как бы это ни было похоже на бред, но в руководстве ЧТЗ мне подтвердили: "Да, проведение аукциона с понижением в данном случае возможно". И шаг этот совершенно сознательный: ведь не продали же конкурсную массу ЧТЗ за три миллиарда рублей, а значит, и сейчас шансы "толкнуть" тракторный бизнес по высокой цене (а 15 процентов за 770 миллионов рублей - это, совершенно объективно, много) довольно невелики.

А если допускается понижение цены, то вполне можно предположить и то, что Валерий Гартунг, пусть бы и через какую-нибудь контролируемую структуру, мог бы легко купить себе эту долю. А потом еще долю, и еще. Вот, собственно, вам и контроль Гартунга над ЧТЗ.

То, что доли ООО "ЧТЗ-Уралтрак" будут еще продаваться, известно совершенно точно. Еще один аукцион, а может, и несколько ожидаются до конца текущего года. Пока кусочки от своей доли продает ОАО "ЧТЗ".

Пойдут ли по этому пути другие учредители ООО "ЧТЗ-Уралтрак"? Вряд ли. ЧТЗ деньги нужны для того, чтобы рассчитаться с кредиторами. Собственно, для этого и эффективный бизнес был создан, и акции продаются. Другим учредителям, среди которых, напомним, администрация области, оборонный "Уралвагонзавод" и ООО "Завод тяжелых тракторов" (структура, к слову сказать, темная), долги гасить не надо. Они хотят делать деньги.

А деньги на ООО "ЧТЗ-Уралтрак" сделать можно будет двумя способами. Первый сложный, но надежный: развитие производства, плоды которого молитвами единственного перспективного собственника - "Уралвагонзавода" - будут хорошо продаваться на внешнем рынке. Второй способ более легкий, но не очевидный. Одному из участников капитала ООО "ЧТЗ-Уралтрак" надо будет угадать момент и предложить свою долю тому, кто очень рвется к полному контролю над челябинским тракторным бизнесом. Практика показывает, что на таких решающих пакетах делаются самые настоящие капиталы.

А есть ли покупатели?

Хотя и на слуху у всех южноуральцев имя Гартунга, но, кроме него, желающие работать с эффективным бизнесом ЧТЗ на российском рынке тоже есть. По информации "Уральского курьера", сегодня имеются уже три совершенно официальные заявки на участие в торгах. Все заявители настаивают на неразглашении их имен до момента подведения итогов торгов. Впрочем, это обычная практика на подобного рода аукционах.

Есть, конечно, неофициальная информация о том, что заявку подал все тот же "Уралвагонзавод", но доверия ей нет никакого. Хотя это было бы вполне логично. Смею даже предположить логичное завершение этих торгов долями ЧТЗ: "Уралвагонзавод" зафиксирует-таки свой контроль над ООО "ЧТЗ-Уралтрак". Что ж, в этом нет ничего страшного, кроме того, что некоторые СМИ опять поднимут шумиху на тему "свердловские олигархи поглотили ЧТЗ" или что-нибудь в этом роде. На самом деле "Уралвагонзавод" со своим мощным танковым производством, жестким производственным планом и военной структурой распределения обязанностей в качестве основного собственника - это лучше, чем, скажем, "Газпром" (которому так навязчиво Валерий Платонов предлагал ЧТЗ) или тот же Гартунг.

Кто еще останется на ООО "ЧТЗ-Уралтрак"? Безусловно, оставит себе некоторую долю администрация области. Зря, что ли, так долго говорили о необходимости государева ока в управлении стратегическим и одним из градообразующих предприятий. Наверняка какую-то долю сохранит за собой и это мутное ООО "Завод мощных тракторов" - тут, скорее всего, чьи-то личные интересы...

А Валерий Гартунг? Гуртунг останется на малых машиностроительных предприятиях, которые областные власти ему щедро дают на откуп. Он будет строить здесь машиностроительный холдинг, наполняя его производством самосвалов, лесовозов и прочей спецтехники, а также шахтерами, освободившимися в результате реструктуризации угольного бассейна, от большого пирога которого ему тоже ничего не достанется...

Роман МИШИН



Rambler's Top100
реклама на сайте